На нашей выставке на фестивале АзияБриз2018, как вы знаете, проходил конкурс ГранПри, победителя в котором выбирали не зрители, а специально приглашенное жюри:
Евгения Чиванова (общий вид куклы/постановки, мейк),
Евгения Брусницына (качество пошива)
и Алексей Холодов (артистизм, выразительность постановки).
И, если с первыми двумя жюри мы понимали, что хотим оценить, то Алексею выпала весьма нелегкая задача.
Но он с ней справился!
И даже дал некоторые советы.
Перед самим фестивалем мы публиковали их в
группе вконтакте, а теперь несем и сюда.
Нам кажется, эти советы помогут преобразить постановки, сделать их ещё интереснее. Что, безусловно, усложнит и так нелегкий выбор зрителей на новых фестивалях.
Тонкости БЖД-постановки. Советы мэтра.
Здравствуйте, друзья! Меня зовут Холодов, и я буду оценивать артистичность постановки вашей БЖД-экспозиции. Постараюсь рассказать, как я понимаю эту номинацию, чтобы вы, в свою очередь, могли понять, как получить высокие баллы.
В понятие «артистичность» входит много выразительных средств. Некоторые из них (например, подвижность мимики, голос и т.д.) по определению недоступны куклам. А другие – вполне доступны и их надо использовать!
Сюжет.
Ваши куклы могут пить чай, сражаться, признаваться друг другу в любви – что бы они ни делали, вся композиция должна быть подчинена этому сюжету. Позу, хорошо вписывающуюся в сюжет, но не очень изящную, стоит предпочесть изящной, но выпадающей из общей картины. Допустим, вы делаете чаепитие. Не обязательно всем куклам пить чай, кто-то может гладить котёнка, кто-то смотреть в окно, но всё это должно передавать общую спокойную атмосферу. Совершенно неуместным здесь будет, например, персонаж, замахивающийся мечом. Сюжету должен соответствовать и антураж: предмет, прекрасный сам по себе, может оказаться лишним в композиции. Важно учесть, что сюжет постановки должен (в идеале) быть понятным и зрителю, незнакомому с фендомом.
Взаимодействие.
Каждый персонаж должен вести диалог с партнёром или с предметом. Приходилось видеть в композициях куклы, смотрящие в пустоту перед собой. Представьте, что во время дружеской вечеринки кто-то вдруг встал в картинную позу и уставился в стену – это будет выглядеть странно. Персонажи должны быть естественными, а значит, общаться с партнёрами. Пусть они повернутся друг к другу лицом, возьмутся за руки, обнимутся и т.д. Здесь надо преодолеть соблазн показать куклу во всей красе в ущерб взаимодействию: если из двух беседующих персонажей один окажется почти спиной к зрителям, ничего страшного, они же друг с другом разговаривают, а не со зрителем! Если в композиции всего одна кукла, то она может, например, читать книгу, точить меч, отдёргивать штору, в общем, как-то взаимодействовать с окружением. Если персонаж молится, то пусть он обращается к божеству в небесах, это тоже партнёр, пусть и невидимый.
Передача настроения куклы.
Основное выразительное средство для этого – невозможное для куклы изменение мимики, но не только. Меняя позу куклы и подбирая освещение, можно заставить зрителя верить в то, что она грустит, злится или радуется. В кульминации фильма «Возвращение джедая» видно, что Дарт Вейдер испытывает разные эмоции, хотя его маска совершенно неподвижна. Режиссёр добился этого эффекта правильной подсветкой и подбором позы персонажа. Используйте несколько источников света, вплоть до подсветки каждого персонажа отдельной лампочкой! При съёмке старых кукольных мультфильмов использовали не менее пяти (обычно больше) источников, причём это были неудобные лампы накаливания. Со светодиодами стало гораздо проще.
Динамичность поз.
Постановка, выглядящая как стоп-кадр реальной жизни, всегда выглядит лучше композиции, где персонажи замерли лицом к зрителю, как на фотографии начала ХХ века. Тут шарнирные куклы дают широчайшие возможности, надо только их использовать. Динамичности может добавить и костюм: например, развевающаяся накидка (зафиксированная каким-нибудь каркасом) придаст реализма бегущему персонажу.
Естественность как противовес украшательству.
Композиция и куклы вовсе не обязаны быть красивыми, они должны быть выразительными! Если вы делаете интерьер темницы, то какая уж тут красота, темница по определению мрачная, страшная, в общем, отвратительная. Сцена свадьбы, конечно, безумно красива, но и тут надо помнить, что главное – не красота, а живость и естественность персонажей.
Вот, наверное, и всё. Дерзайте! Творите! Бушуйте!
Ваш Холодов. 
